ОПЕК и Россия наращивают добычу в преддверии заморозки, которая может состояться 30 ноября, США же воспользовались ростом котировок для увеличения производства сланцевой нефти, но в самой заморозке они не участвуют. Складывается не самый позитивный тренд на рынке: в заморозке формально заинтересованы все стороны, но ни одна не делает для этого конкретных шагов. Эксперты считают, что нарушить тенденцию позволит лишь массовое банкротство сланцевых добытчиков, которые пока чувствуют себя уверенно.
В апреле этого года, когда проходили первые переговоры России и ОПЕК о заморозке добычи, все участники дискуссий за два месяца до встречи в Дохе (Катар) начали наращивать производство. Подписание соглашения сорвалось из-за неожиданных требований Саудовской Аравии и отказа Ирана участвовать в переговорах, и теперь стороны вновь наращивают мощности, рассчитывая, что, достигнув потолка добычи, не придется ограничивать компании при успешном исходе новых переговоров в Вене.
России рывок в производстве дался относительно несложно, его обеспечил запуск новых месторождений и увеличение добычи "Роснефтью", "Газпром нефтью", "Татнефтью" и "Башнефтью", следует из данных ЦДУ ТЭК. В перспективе запуск месторождения Филановского ЛУКОЙЛом в следующем году еще сильнее подстегнет добычу.
Это не предел: Международное энергетическое агентство (МЭА) в ежемесячном обзоре прогнозирует дальнейший рост добычи в России до 11,46 миллиона баррелей в сутки, львиная доля вклада придется на разработку группы Мессояхских месторождений на Ямале и Новопортовского месторождения. Аналогичные оценки дает Bank of America, однако уровень в 11,4 миллиона баррелей аналитики считают достижимым лишь в 2019 году. Основные факторы поддержки - низкие операционные затраты, налоговый режим и слабый курс рубля.
Для мирового рынка в части заморозки более важен экспорт, который в России тоже растет: с начала года он увеличился на 4,6 процента. Постепенно увеличивается экспорт нефти и нефтепродуктов из США, правда, доля нефти здесь невелика (0,41 миллиона баррелей), говорится в отчете федерального минэнерго. Поставки нефти ОПЕК на внешние рынки побили рекорд в последнюю неделю октября, сообщила компания ClipperData, отслеживающая отгрузку нефти и нефтепродуктов в мире. Рекордный прирост пришелся на Саудовскую Аравию, ливийские поставки увеличились вдвое, экспорт из Нигерии поднялся с годовых минимумов сентября.
Все это формально говорит о том, что в ноябре рост добычи и экспорта сохранится. По словам министра энергетики России Александра Новака, заморозка возможна как раз на уровне ноября. В целом по году добыча нефти может вырасти на 10-12 миллионов тонн. По его оценкам, заморозка для России равносильна сокращению производства, так как в ближайшие годы прогнозируется рост добычи. В этот четверг Александр Новак должен встретиться с министром нефти Ирана Бижаном Намдаром Зангане, повестка не разглашается.
Генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо в беседе с Bloomberg заявил, что все члены картеля настроены на успешный исход переговоров в Вене. В то же время аналитики Goldman Sachs допускают, что при очередном провале переговоров котировки Brent могут упасть ниже 40 долларов за баррель (торги в пятницу завершились у отметки 45 долларов). В лучшем случае, если соглашение будет подписано, рынок ждет неопределенность, а существенный рост добычи снижает шансы заключить сделку, уверены в Goldman Sachs.
"Наверное, даже если ОПЕК согласится на заморозку (что вряд ли произойдет), другие страны займут долю картеля, - полагает доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов. - Ценовая война продолжается, и она безумна, невыгодна ни одной из сторон, но одновременно сесть за один стол переговоров всем нефтедобытчикам не получается".
Россия со своей стороны несколько изменила взгляд на ситуацию и занимает наблюдательно-выжидательную позицию. В апреле этого года, наоборот, между ОПЕК и Россией была предварительная договоренность о заморозке, поэтому условий для претворения в жизнь задуманного было больше, чем сейчас, оценивает эксперт. Рынок больше готов к просадке цен, нежели к росту, а относительные затишье и благополучие могут наступить лишь после волны банкротств сланцевых добытчиков США, чего, как показала практика последних месяцев, пока не предвидится, констатирует Иван Капитонов.